Наступление каникул любой ребенок ждет с нетерпением. Поскольку зимние каникулы приходятся на середину учебного года. Их ждешь как хорошего отдыха. Поскольку зимние школьные каникулы попадают в череду длинных зимних праздников. А праздники взрослые, как известно редко хотят встречать с маленькими детьми. И тут на помощь приходят дедушки и бабушки.
И меня зимой увозили в село к дедушке. И я этому никак не сопротивлялся. Село не город. Там много интересного происходит даже зимой. Дед очень любил меня, так же как и бабушка. Но все же дед сильнее. Он старался привить мне все самое настоящее, мужское. Передавал мне с детства свои навыки.
Впервые, я от деда научился в зимние холода растапливать здоровенную печь в хате. Таскал дрова, строгал ножом щепки для растопки печки. Дед ненавязчиво все показывал, и спокойно объяснял. А я помогая уже мечтал о том что когда мы вечером вернемся с улицы продрогшие, я залезу на печку и буду там отогреваться.
Дед часто брал меня на рыбалку, мы с ним еще затемно брали все снасти для рыбалки, и все это грузили в сани, садились и на лошадь и ехали в соседнее село на большую плотину.
Дед пробивал мне лунку, и мы на расстоянии друг от друга удили окуней и ершей.
Там я впервые узнал, что такое мормышка, познакомился с мотылем, что такое блесна, и как можно поранить палец крючком.
Но если мороз был небольшой и безветренная погода, мы могли просидеть целый день с ним на льду, лишь только в обед, пожевав немного хлеба с салом на морозе.
Когда клев приостанавливался, мы ходили друг к другу в «гости». И переговаривались о успехах рыбалки.
Вечером продрогшие ехали домой, и нас там ждала бабушка.
Пока мы отогревались, бабушка нам варила душистую уху, и так проходил, обычны день каникул. Дед часто катал просто так меня на лошади, когда я был поменьше, сажал на лошадь верхом, спереди себя. Конечно же мне было страшно.
В классе 5-6 мы собирались с друзьями катались с горки на санках, на лыжах. На санках иногда катали смелых девчонок. В сугробах мы рыли норы, строили «крепости» из снега, начинали воевать снежками. У нас были свои детские простые увлечения, мы собирали фантики от конфет, потом менялись.
Дед лыжи делал нам сам. У деда были свои лыжи у меня свои. Мы часто с ним выходили на лыжах в поле. Дед мне показывал следы зайца, куницы, иногда даже след лисы.
Вообще дедушка любил животных, птиц, охотником он не был, ружья не было. Зато дома на двух деревьях висели кормушки, в которых он кормил воробьев, синичек.
У такой кормушки я впервые в жизни увидел дятла.
Зимние каникулы выпадали всегда на праздники Новый год и Рождество. Дед с бабкой были не богатыми обычными сельскими жителями. Но всегда на эти праздники я получал от них дорогие подарки. Подарки они делали сами, бабушка вязала красивые рукавицы, позже настоящие шерстяные носки с узорами из овечьей шерсти которую сама и пряла. Дед всегда дарил что-то сделанное своими руками, какие-нибудь сувениры, но сделанные от сердца. От деда часто очень хорошо пахло, позже понаблюдав за ним я понял что это одеколон «Шипр» которым он пользовался после бритья. На бабушкиной же тумбочке стояли подарки от дедушки «Красная Москва», «Красный мак» в желтой такой коробке.
И конечно же это праздничный стол которые накрывался различными разносолами из бабушкиного погреба, и как всегда сладкие и вкусные пирожки, пряники, печенюшки. Иногда бабушка даже пекла хлеб. Этот процесс я наблюдал часто от приготовления теста, до самого конца выпечки. Это меня всегда поражало. Я когда приходил к ней на кухню, там всегда что-то варилось, пеклось, и помещение было наполнено разными вкусностями. Продукты из своего родного огорода, все сами выращивали, была своя скотинка, свое молочко, яйца, мясо, сало, курочка в суп.
И незаметно день за днем, проходили детские каникулы, и надо было снова возвращаться в школу. Однако зимние каникулы у дедушки запоминались надолго.
И с нетерпением ждали когда наступит зима, а с ней и зимние каникулы.
Виталий Мазепа.
|