В прошлые годы, в старину на территории настоящей Святогоровки располагалась всего одна старая церковь. В Пасхальные дни со всей округи приходили святить куличи и Паски народ сельский. Стояли люди Всеношную, а литургию служили священники Максим Васильевич Макаров и священник Святогоровской Александр Дмитриевский. Иногда селяне приходили и в субботу святить крашеные яйца и куличи.
Детворе скучно было, а старики да народ Божий молились, пели хором. Отстояв Пасхальное богослужение в 1881 году, это ровно 140 лет назад. Народ потихоньку с пением, поздравлениями, и поклонами двигались к выходу, с радостными лицами, особенно радовались дети, для них праздник Пасхи это один из самых радостных дней жизни.
Когда домой приходили, все садились за праздничный стол, который порой даже устраивался в землянке, на территории настоящего села Веровка. После праздничного стола все выходили на улицу, и поздравляли друг друга. Не обходилось и без игр на свежем воздухе. Одна из них сельская игра в яйца на Пасху. Вот несколько игр, на Пасху которые сохранились до нашего времени.
Взрослые пока не видят этого дети, прятали, Пасхальные крашеные яйца, например в траве, у корня дерева, или в углублениях ствола дерева и ветки. Потом отпускали детей с маленькими корзинками, и кто больше яиц соберет, тот и получал в подарок сладость или просто праздничную игрушку, расписной пряник. Когда уже никто не мог сидеть за праздничным столом, все выходили на свежезеленую травку, садились парами и ли в кружок семьёй, и эта пасхальная игра называлась - битьё яиц. Обычно брали в руки яйцо и били острой или тупой стороной яйца, по яйцу соперника. Сама игра была потешной, но у кого лопнуло яичко, его можно было съесть. Уж праздник – так праздник.
Много подвижных игр было придумано на Пасху. Одна из таких беготня с яйцами. Часто соперниками в игре выступали или соседи, или родственные семьи, за прочие призы, поцелуй, или понести девушку на руках, или на спор, да мало ли какие выдумки были у сельских жителей в 19 веке в Святогоровке. Беготня с яйцами – интересная Пасхальная забава. Две команды получали каждая по деревянной ложке и по корзинке яиц. Задача нужно было взять в ложку положить яйцо и с ним по траве пробежать до отметки, и вернутся в команду, и чем быстрее, тем лучше, но при этом не уронить яйцо. Иногда особенно девушка должна была взять в рот ложку с яйцом и бежать, запутываясь в длинной юбке или платье. Ну не потеха ли? А побеждал тот, кто справился с задачей быстрее всех. Так команда получала призы.
И немного чудная пришедшая в Святогоровку игра в Пасху крашеными яйцами, еще с 17 века, привезла в село ее бабка из Богодухова Харьковской области по имени Векла. Гадалкой ворожеей она не была, никакие предсказания ее не сбывались, но игра такая была. Вечером к ней в хату собирались девочки и незамужние девицы гадать на пасхальных яйцах. Поздним вечером, обязательно в сумерках, на ощупь с завязанными глазами девушка из корзинки доставала крашеное яйцо, разбивала, очищала, и ей давали нож. Она должна была разрезать яйцо, и потом только развязывали ей глаза. Дальше смотрели по желтку, и чем ярче был желток, тем счастливее будущая свадьба, тем лучше предстоящий муж. А когда девушка выйдет замуж, смотрели по желтку, чем ближе желток к краю, тем быстрее выйдет, если желток в яйце четко по центру, то еще не скоро замужество. За всем этим действом зорко смотрела Векла, чтоб девушки не нарушали правила гадания.
Церковь не одобряла такие мероприятия. Но иногда и церковные люди выходили на луга играть с народом сельским святогоровским, иногда и с других сел к нам подтягивались, например, из Криворожья, приезжали семьями на подводах, и от этого разнообразия шумел и гудел весь луг.
А сегодня в Пасху, этот луг заросший, берега реки бык уже не те, вода в реке мутная и грязная. Из истории праздника остались одни стопы людей, которых в траве то теперь и не найти.